-

20 ноября 2011 г.

Теория разбитых ... окон!



битое окно

                                                                                                           


          Теория разбитых окон — теория, сформулированная Джеймсом Уилсоном (англ.) и Джорджем Келлингом (англ.) в 1982 году
      Согласно данной теории, если кто-то разбил стекло в доме и никто не вставил новое,
то вскоре ни одного целого окна в этом доме не останется, а потом начнется мародёрство.

     Иными словами, явные признаки беспорядка и несоблюдения людьми принятых норм поведения провоцируют окружающих тоже забыть о правилах.
     В результате возникающей цепной реакции «приличный» городской район может быстро превратиться в клоаку, где людям страшно выходить на улицу.



                                         Практическое применение
Теория нашла широкое применение на практике — сначала в Нью-Йорке, а затем и во многих других городах США, Европы, Южной Африки, Индонезии и т.д.

     Тщательно следя за чистотой улиц и смывая граффити со стен, Нью-йоркские власти не только приучили граждан вести себя культурнее, но и добились значительного снижения преступности в городе.

                                           
                                                   Критика

   Многие эксперты сомневались в действенности теории разбитых окон. В частности, оспаривалось утверждение, что несоблюдение окружающими одних правил может подталкивать людей к нарушению других.
                               
                                          Экспериментальная проверка



Социологами Гронингенского университета (Нидерланды) было проведено шесть экспериментов по проверке истинности теории разбитых окон.

Эксперимент 1



урна
     Первый эксперимент проводили на улице, где много магазинов, у стены дома, где гронингенцы, приезжая за покупками, паркуют свои велосипеды.
    У этой стены стоял яркий, бросающийся в глаза знак, запрещающий рисовать на стенах.

Сначала стена была чистой.
      Экспериментаторы повесили на руль каждого велосипеда (всего велосипедов было 77) бумажку со словами «Желаем всем счастливых праздников!» и логотипом несуществующего магазина спортивных товаров.
      Спрятавшись в укромном уголке, исследователи стали наблюдать за действиями велосипедистов.
      На улице не было урн, поэтому человек мог либо бросить бумажку на землю, либо повесить на другой велосипед, либо взять с собой, чтобы выбросить позже.
Первые два варианта рассматривались как нарушение принятых норм, третий — как их соблюдение.

     Из 77 велосипедистов лишь 25 (33 %) повели себя некультурно.

Затем эксперимент повторили, при такой же погоде и в то же время дня, предварительно размалевав стену бессодержательными рисунками.
На этот раз намусорили 53 человека из 77 (69 %).
     Выявленное различие имеет высокую степень статистической значимости.
Таким образом, нарушение запрета рисовать на стенах оказалось серьезным стимулом, провоцирующим людей нарушать другое общепринятое правило — не сорить на улицах.

Эксперимент 2
забор
 Второй эксперимент должен был показать, справедлива ли теория разбитых окон только для общепринятых норм или ее действие распространяется также и на локальные правоустановленные для какой-то конкретной ситуации или места.


Исследователи перегородили главный вход на автомобильную парковку забором, в котором, однако, была оставлена широкая щель.
       Рядом с ней повесили знак «Вход воспрещен, обход в 200 м справа», а также объявление «Запрещается пристегивать велосипеды к забору».
      Опыт опять проводили в двух вариантах: «порядок соблюден» и «порядок нарушен».
В первом случае в метре от забора стояли четыре велосипеда, явно к нему не пристегнутые. Во втором случае те же велосипеды пристегнули к забору. 


велосипед на заборе
       Из укромного места экспериментаторы наблюдали, как поведут себя граждане, пришедшие за своими автомобилями: пойдут обходить забор или пролезут в дырку.

     Результат оказался положительным: в ситуации «порядок соблюден» в дырку пролезли только 27 % автовладельцев, а в ситуации «порядок нарушен» — 82 %.


Эксперимент 3


     Третий эксперимент проводили в подземной парковке у супермаркета, где висело большое и хорошо заметное объявление «Пожалуйста, возвращайте взятые из магазина тележки».

     В ситуации «порядок соблюден» на парковке не было тележек, в ситуации «порядок нарушен» там находились четыре тележки.
    Их ручки исследователи предусмотрительно измазали мазутом, чтобы у посетителей не возникло желания ими воспользоваться.
 К машинам прикрепляли такие же бумажки, как в первом эксперименте.

     Результат получился аналогичный: в первой ситуации бросили бумажку на землю 30 % водителей, во второй – 58 %.


Эксперимент 4

петарда
     Четвертый эксперимент напоминал первый, с той разницей, что признаки «нарушения норм другими людьми» были теперь не визуальные, а звуковые.

     В Нидерландах закон запрещает использование петард и фейерверков в предновогодние недели. Оказалось, что велосипедисты намного чаще бросают бумажки на землю, если слышат звук разрывающихся петард.



Эксперименты 5 и 6



 

   В пятом и шестом экспериментах людей провоцировали на мелкую кражу.

   Из почтового ящика торчал конверт с прозрачным окошком, из которого явственно проглядывала купюра в 5 евро.
   Экспериментаторы следили за проходящими мимо людьми, подсчитывая число краж.
    В ситуации «порядок соблюден» почтовый ящик был чистый и мусора вокруг не было.
    В ситуации «порядок нарушен» либо ящик был разрисован бессмысленными граффити (эксперимент 5), либо кругом валялся мусор (эксперимент 6).

     В ситуации «порядок соблюден» только 13 % прохожих (из 71) присвоили конверт.
     Однако из разрисованного ящика конверт украли 27 % прохожих (из 60), а разбросанный мусор спровоцировал на кражу 25 % людей (из 72).


PS  Соблюдайте чистоту! ))

теория разбитых окон, Джеймс Уилсон, Джордж Келлинг, итог эксперимента
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
смотрим также Три истории Стива Джобса
смотрим также Жизнь за один день
смотрим также 45 уроков, которые мне преподала жизнь!
смотрим также Мать Тереза
смотрим также Жестокие эксперименты психологии!
             
                                                                                                                       мастер пера                                                                                            
   . . .                                                                                                          
 

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Стадное чувство присуще людям и в хорошем и в плохом!

Роман Кан комментирует...

В хорошем это хорошо, а в плохом это плохо! )